Рынок торговых сетей
На современном рынке торговых сетей, занимающихся розничной торговлей, все так же продолжают развиваться разнонаправленные тенденции, подтверждающие тот факт, что для одних организаций кризис является временем развития, в то время, как для других – это не более, чем «возможность» тихо уйти.
Например, вариантом такого самоустранения можно назвать продажу торговой сети. Аренда ее тоже может считаться уходом с рынка. Со сменой владельца меняется, как правило, концепция работы, а иногда и профиль. Если год тому назад доходы у населения понемногу росли, а кредиты считались относительно доступными, то кризис этого года показал, кто и насколько был готов к стрессовому испытанию своего бизнеса «на прочность».
Основным проявлением кризиса для всех ритейлеров стало существенное замедление в продажах в силу понижения доходов у населения, а также роста курсов всех основных иностранных валют. Рынок торговых сетей характеризуется уменьшением объема розничного товарооборота примерно на 19,5%, что по сравнению с несколькими предыдущими годами является серьезным скачком вниз.
По причине кризиса и политико-экономической нестабильности общая привлекательность российского ритейла за последние несколько лет очень снизилась. Так, если вести речь о рейтинге инвестиционной привлекательности в рознице консалтинговой компании под названием Kearney, то, например, 2006 году и 2007 годах она занимала 4-е и 5-е места соответственно, а уже в 2008-2009 годах «передвинулась» на 17-ое место. Хотя, эксперты из Kearney все-таки рекомендуют всем сетям в ближайшем обозримом будущем активно проявлять себя на рынке Российской Федерации.
Первую тройку мест занимают Индия и Россия с Китаем. Первое место государству Индии обеспечила общая и тотальная слабость всех местных ритейлеров, они в результате кризиса вынуждены были отказаться от своих планов развития. Пока что иностранным ритейлерам не особенно выгодно заглядывать в Россию. Торговые сети, аренда которых сегодня возможна более в теории, чем на практике, выгоднее понемногу сворачивать, чем кардинально менять и вновь выводить на рынок.
Те, кто уже успел заявить о выходе на российский рынок, как это сделали некоторые сети гипермаркетов, уже заранее готовились к такому шагу. Но, они посчитали, что будет «дешевле» выйти, чем на какое-то неопределенное время «заморозить» проект. Если смотреть на происходящее с другой стороны, то напрашивается справедливый вывод о том, что стоимость входа на российский рынок понизилась, как минимум, процентов на 30-50.
Настолько же упала и общая стоимость активов многих крупных фирм и корпораций России. Отечественный рынок ритейла пока что привлекателен, и тому есть фактические подтверждения. Например, все так же выгодно вкладывать деньги в сети супермаркетов. Впрочем, тут много будет зависеть от денежных возможностей инвесторов на данный момент.
 
|