Современные рынки и фреш-маркеты. Форматы в России, концепция, проекты
Сегодня наблюдается та же самая картина, какая была при предыдущем кризисе в 2009-м году – среди всех проектов вместо концептуальных ТРЦ на первый план постепенно выходят рынки. Ощущение, будто их желают строить все. Только в течение последнего года общее количество проектов рынков сравнялось с тем, которое имело место в совокупности за все предыдущие 5 лет.
Реализуются проекты рынков разного масштаба, начиная от небольшого, микрорайонного, и до крупного, оптово-розничного комплекса. Но сегодня ситуация очень сильно отличается от того, что было шесть лет назад. Масштаб у современных рынков уже куда больше, но самое главное – это присутствие мощного фактора, то есть, активной поддержки развития сельского хозяйства и национального производства. Это связано с программой импортного замещения.
Есть великое множество факторов, с которыми тесно связано возрастание интереса девелоперов к группе продовольственных рынков разных типов. В частности, речь о развитии отечественных производителей, а также об активной поддержке предпринимательства в области сельского хозяйства, а также производства питательных продуктов.
Сегодня имеет место понижение покупательской способности среди населения, что также обращает людей к рынкам, как источникам более дешевых товаров. К этому же приводит уровень эффективности современных рынков в качестве девелоперских проектов. Не стоит упускать из виду и проблемы торговых центров, заставляющие обратить внимание на рынки. Хотя, конечно, наблюдается активное развитие ряда фирменных сетей продуктовых производителей, что вызывает рост интереса к натуральным и экологически чистым продуктам. А еще среди инвесторов есть вполне обычный фактор - копирование. То есть, «фермерские рынки считаются модными, и потому сейчас их все строят».
Говоря о проблемах сегодня, многие из участников рынка жалуются на резкое и прогрессирующее падение покупательской активности, а также на чувствительность покупателей к ценам. Все это приводит к снижению количества чеков и их общей суммы. Аналитики из Высшей школы экономики отметили, что в 2015 году оборот ритейла по России уменьшился на 10%. Правда, нельзя сравнивать современность лишь с 2013-14 годами. Тогда был самый разгар потребления, ведь нашим покупателям вдруг предложили огромное количество разных торговых площадей, а потому они с удовольствием ринулись в этот омут. В то же время, будет глупо отрицать падение доходов, вызвавшее «сжатие» платежеспособности.
Сегодня средняя сумма по чеку снижается не потому, что покупают меньше товаров, а в результате выбора более дешевых, отечественных продуктов. А это, опять же, реальнее найти на рынке, чем в супермаркете. Что до качества продуктов, то в последнее время оно наоборот повысилось, так что «дешевле» не значит «хуже».
 
|