Аренда торговых центров в 2015 году
В 2015 году московские арендодатели изменили ставку путем перехода от долларов к рублям. Что привело к снижению валютных расценок на 40–50%.
Статистика стоимости аренды в 2015 году
KnightFrank провело исследование, согласно которому, в феврале 2015 года (в сопоставлении с началом 2014) не изменились только долларовые ставки для гипермаркетов и супермаркетов - 100-250$ и 250-500$ за 1кв. м в год. Для всех остальных валютные расценки снизились: для DIY- магазинов – на 14-25%, до 150-300$ за 1 кв. м в год; магазины бытовой техники «подешевели» на 40-52%, до 120-300$; для спортивных - снижение достигло 63-75%, до 100-300$; для детских магазинов – на 11-20%, до 200-400$, и для магазинов одежды – на 20-25%, до 600-2000$.
Консультанты ведут подсчет долларовых ставок самостоятельно: до 90% владельцев подобной недвижимости осуществили переход к расчету в национальной валюте.Существенно изменились расценки для новых торговых центров, таким образом, гипермаркет продуктов платил в 2014 году (первом квартале) 100-250$ за 1 кв. м в год, и уже в 2015(январь-февраль) платит 80-160$, что составляет 20-36%! Арендаторам фудкортов также идет существенное снижение цен с 1600-2300$ до 1300-1850$, что составляет примерно 20%.
Разделение между «старыми» и «новыми» было замечено в начале 2015 года. В «старых» комплексах снижение прошло, но в гораздо меньших «масштабах». Если для «старых» торговых центров валютная расценка снизилась на 10-30%(с учетом различия размеров арендуемых помещений и самих арендаторах), то в «новых» торговых комплексах снижение достигло 20-50%!
Средняя арендная ставка в ТРЦ города Москва изменяется в диапазоне 400-1450$ за 1 кв.м в год, хотя в 2014 году о подобных ценах не приходилось и мечтать – 500-1800$. В объектах премиум-класса цена не претерпела особенных изменений – 2400-4500$ нынешние цены, и 3000-4500$ в прошлом году.
Причина подобных ценовых изменений произошла не только, вследствие экономических рецессий, а сколько вследствие появления новых площадей для торговых центров – в 2014 году в целом было запущено 684 000 новых кв.м. Это стало рекордом для московского рынка.
Почему так происходит?
Отмечают два фактора, которые влияют на снижение арендной платы:
1) Предложение превышает спрос;
2) Прибыльность ретейлеров снижается(особенно это заметно в не продуктовом сегменте).
Активность покупателей падает, в то время как себестоимость продукции повышается. В связи с этим тот процент с товарооборота, который был раньше, сети не могут платить. Это и приводит к понижению ставок аренды.
С течением времени доля пустующих торговых площадей увеличивается. Так, в конце 2013 года она составляла 3,5%, в 2014 году уже 6% и как утверждают эксперты, в 2015 году стоит готовиться к худшему – данный показатель возрастет до 11%.Многие переносят открытие новых комплексов, в связи с нехваткой арендаторов.Подобный переход считают временным.
Но как известно - нет ничего более постоянного, чем временное.
 
|